1. ...
Некоторые называют живопись легкой, другие говорят о трудностях.
Нет только трудностей, но и легкости тоже нет.
Одни ценят законы [живописи], другие ценят свободу от них.
Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов.
Итак, сначала со всей строгостью постигни правила и нормы
И лишь потом вознесешься душой - шэнь к различным превращениям. Постижение сути законов ведет к освобождению от них.
2.
Шесть законов
Во времена Южной Ци мастер Се Хе говорил:
"Одухотворенный ритм живого движения,
структурный метод пользования кистью,
соответствие формы реальным вещам,
следование красок роду предмета,
пропорциональное расположение вещей,
подражание и копирование [старинной живописи]".
"Структурный метод пользования кистью" и вообще последние пять законов можно постичь. "Одухотворенный ритм живого движения" присущ [художнику] от рождения.
3.
Шесть свойств, шесть достоинств
Сунский художник Лю Дао-чунь говорил:
"Одухотворенная и гармоничная сила - первое свойство.
Очертания и формы должны быть отстоявшимися, традиционными - второе.
Изменчивость и неповторимость, созвучные сути [вещей], - третье.
Мерцание размывов цвета - четвертое.
Движения [кистью] - непроизвольные, естественные - пятое.
В подражании и обучении отбрасывай слабости [учителей] - шестое.
В грубости и жесткости прояви мастерство кисти - первое качество.
В неловкости, неумелости выяви талант - второе.
В тонком и изящном обнаружь силу - третье.
В необузданном, странном обнажи рациональное начало - четвертое.
И без туши выяви оттенки - пятое.
А в плоскости свитка передай глубину - шестое".
4.
Три порока
Сунский мастер Го Жо-сюй говорил:
"Все три порока связаны с пользованием кистью.
Первый называется бань - [словно] доска.
Бань - это слабость запястья, вялость кисти.
[Художник] ничего не отнимает и не прибавляет [к объекту].
Слабый и плоский облик предметов - нельзя создать полное, цельное.
Второй называется кэ - резиной.
Кэ - это неуверенность в движениях кистью, разум с рукой не в ладу.
[Если в этот момент] приступить к рисунку, он [будет] неуклюжим, возникает угловатость [линии].
Третий называется цзе - узловатый.
Цзе возникает, когда хочешь двигать кистью, а она не движется, рассеиваешь [тушь], а она не рассеивается, будто что-то мешает,
И нет возможности ей литься свободно и спокойно".
5.
Двенадцать запретов
Юаньский мастер Жао Цзы-жань говорил:
"Первый запрет - нагромождение частей.
Второй - не отличишь близкое от далекого.
Третий - горы лишены духа, в них нет артерий.
Четвертый - у потока нет источника.
Пятый - в пейзаже нет разнообразия.
Шестой - у дороги нет начала и конца.
Седьмой - у камня лишь одна сторона.
Восьмой - у деревьев меньше четырех ветвей.
Девятый - люди и предметы искажены, искривлены.
Десятый - башни, дворцы расположены в беспорядке.
Одиннадцатый - облака водянистые, слабые, в них нет насыщенности.
Двенадцатый - нарушены нормы и правила колорита".
6.
Три категории
Ся Вэнь-янь говорил:
"Одухотворенный ритм движений жизни" исходит из деяний Неба.
Обладающие им произведения, секреты искусства, коих недоступны наблюдателю, называют божественными - шэнь-пинь.
Кисть и тушь создают невиданное, размывы и цветочные пятна нанесены как должно, идеи и устремления воплощены сполна,
Такие [произведения] называют блестящими - мяопинь.
[Произведения], в которых достигнуто сходство по форме, не нарушены нормы и правила, называют мастерскими - непинь.
Остальное - читайте в книжке. ;-)
Комментариев нет:
Отправить комментарий