среда, 22 июня 2011 г.

ЗАМЕТКИ ПО АКВАРЕЛИ

АКВАРЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
(некоторые приёмы и фокусы с акварелью)


В данной статье использованы фотографии работ членов Общества акварелистов СПб.
(картинки  кликабельны)

   Самое лёгкое. Возьмите лист и на одну его половину нанесите несколько соприкасающихся пятен акварели разного цвета. Согните лист пополам, и с усилием прогладьте поверхность рукою. Когда вы раскроете лист, то увидите там леса, горы, водопады и т.д. Разрежьте лист пополам и дорисуйте на обеих половинках стайку птичек- галочек или избушку на курьих ножках. Без особого труда вы получите два милейших пейзажика.

   Можно взять тонкий сорт бумаги, хорошенько его помять руками, затем расправить и замочить. Потом изобразить акварелью цветы или пейзаж. Знакомые будут  в восторге. Называется это «жатый лист». Частный приём, на котором не стоит полностью базировать своё творчество, тем более в начале пути.
Ольга Шаюнова. "В Гефсиманском саду"
Пример элегантного частичного использования приёма "жатый лист"
   Возьмите мелкофактурный лист и основательно, с нажимом, протрите всю его поверхность куском бумаги того же сорта (до замачивания). Если на таком листе писать портрет или ню, можно получить эффект «бархатистости» кожи.

   Положим, вы хотите писать пейзаж с водной гладью, скалами, травой, деревьями и т.п.… Крупнофактурный (достаточно тяжёлый) лист, исходя из представлений о фактуре изображаемых предметов, обработайте в разных местах разными материалами (до замачивания). Например, бумагой и наждачной бумагой, а где-то фактурный слой можно вообще срезать бритвой. Всё это требует сноровки, особенно бритва. Можно изменять фактуру бумаги и после нанесения красочного слоя.

Виктор Акулиничев. "На Неве"
Удачный пример изменения фактуры с помощью скальпеля

   Если фактурный лист в нужных местах натереть парафином (до замачивания), можно получить звёздное небо, падающий снег, блики на воде или стволы берёз в зелёном лесу. Этот трюк  не заменит «кистевого» исполнения «белых пятнышек», но на первых порах сохранит интерес к акварели, когда оставление «белого» кажется кошмаром. К тому же, парафин не удаляется с листа со всеми возможными последствиями.

Константин Стерхов. "Затишье перед грозой"
Пример использования парафина

   У акварелистов старшего поколения есть такой термин - «ленивчики». Так называются цветные восковые мелки. Если на бумаге, перед замачиванием, выполните ими рисунок, а потом зальёте акварелью, то поймёте, почему их так "обозвали".

   Бумагу можно привлечь к процессу создания акварели и в самом конце работы. Шутка состоит в том, что рисуете акварелью на стекле тюбиками с краской, где нужно, размазываете пальцем, добавляете воды и т.п. Потом сверху накладываете лист, прижимаете, и получаете отпечаток. Даже кисточка не нужна! Эдакая акварельная монотипия. Занятие весёлое и таящее в себе много возможностей. Я, как приверженец «кистевой» техники, отношусь к подобному неоднозначно.

Александр Фёдоров. "Цветы лета"
Акварельная монотипия

   Предостерегаю вас от увлечения МАСКИНФЛЮИДОМ (маскировочной жидкостью) для создания резерважей (белых участков бумаги). Во-первых, акварели, выполненные с его применением, выглядят трафаретами, Во-вторых, энергонаполненность подобных листов весьма низка из-за низкой концентрации усилий акварелиста. В-третьих, что самое главное это глобальный тормоз в развитии мастерства начинающего акварелиста.

Нина Дьякова. "Танец ягуара"
Пример контекстно осмысленного использования маскинфлюида.

   Посыпание бумаги с непросохшим красочным слоем, солью различного помола может вам дать на листе падающий снег, дождь, цветы в траве, порхающих бабочек (грубый помол), фактуру коры дерева и т.д.

Екатерина Кузнецова. "Осенний мотив"
Элегантный пример использования соли.

Занятные, можно даже сказать "изощрённые" фактуры даёт наложение мятой стрейч-плёнки на непросохший красочный слой.

Асия Ганиева-Лаптева. "Взгляд"
Работа выполнена с использованием стрейч-плёнки.
 
Н
епросохший красочный слой  так же можно моделировать тканью или бумажной салфеткой, добиваясь различных фактур, а торцом салфетки выполнять лепестки цветов. Опыты с мылом, горячим паром…Акварель позволяет многое, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ! Но усвойте одно:
МАСТЕРСТВО, и настоящее ТВОРЧЕСТВО приносит КИСТЬ...

дополнение:
...я как-то говорил о том, что акварелью можно писать на любой бумаге, лишь бы это соответствовало замыслу. Газетная и глянцевая бумаги не являются исключением.


Евгений Гиндпер. Из серии "Жизнь Газетная". "Жёлтая река"
Смысловое использование газетной бумаги.


Любовь Пакулина. "Осень. Озерки"
Работа выполнена на глянцевой бумаге.
Получение импрессионистических "деревенских" фактур.

Источник и продолжение: http://kuzema.my1.ru/publ/1-1-0-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...