Результат: практический - полный ноль + огромная куча обрезков, бумажек и прочего на рабочем столе и на полу (то есть сейчас я пойду домой и буду просто все это убирать на место, если сил хватит).
У меня никогда такого не было. Испытывала я при этом какие-то странные чувства: от радости и вдохновения до отчаяния. Если у какого-то был похожий опыт, помогите понять, что произошло."
Внимательно перечитав сообщение, я попыталась обратиться к собственному опыту возгараний и неудач и сформулировать принципы, позволяющие мне работать максимально эффективно, даже если вдохновение было искусственно подогрето. И вот, что у меня получилось.
Всем мало-мальски творческим людям знакомо это жгучее чувство - вот прямо сейчас, не откладывая ни на минуту, сесть и начать творить! И чтобы непременно шедевр или, хотя бы, что-то близкое. А вспомните все эти умопомрачительно вдохновляющие походы в музеи, разглядывание чужих работ, специализированных книг для художников, цепляющая за какие-то таинственные струнки музыка - все эти вещи служат топливом, независимо от того, осознаете вы это или нет. Эдакое вдохновение извне - ВНЕвдохновение. Обратите внимание на составные части этого несуразного слова - создается полная иллюзия чего-то, что проходит лишь по касательной! Поразительно! И это при том, что ощущение это прекрасное и, несомненно, нужное всякому творцу!.. Прекрасное, но, увы... недолговременное. И чаще всего происходит так: вдохновившись, вы прибегаете домой, достаете материалы, бросаетесь в работу, как в омут - с головой, и!.. И тут оказывается, что ничего не выходит.
В моей жизни такое случалось не раз. И я осознаю, что это вдохновение, спровоцированное чужим творчеством, - оно как бумага в неумело разложенном костре. Горит ярко, но быстро. И самое плохое, что неумело сложенный костер от такой бумаги не загорается. Нет взаимосвязи между бумагой и дровами. "Растопки нет!" - сказал мой муж однажды, наблюдая, как я пытаюсь развести огонь газетами. Растопка - это деревянные щепочки, которые, загоревшись от бумаги, поджигают поленья. Так и в творчестве - бумаги мало, нужны щепки.
В качестве щепок предлагаю следующее: не спешите бросаться за работу. Внутри клокочет, а вы подождите. Терпение нам только на руку.
- Попробуйте сначала осознать, ЧТО именно вы хотите сделать. Попробуйте увидеть это внутренним взглядом. Пока вы НЕ ЗНАЕТЕ, что будете рисовать, за работу не беритесь.
- Определитесь с жанром. Что это будет? Если портрет, то подходы будут одни, если натюрморт - другие, если фантазийная работа или, предположим, иллюстрация, - и подходы будут, соответственно, разные. Заставьте свои мысли следовать строго в русле избранного жанра.
- Определитесь с темой. Что будете рисовать в выбранном жанре? Для примера: если выбран натюрморт, то какой? Супница, огурчики, сальце на фарфоровом блюдце, рюмочка...:) Или это совсем о другом - о чем, в таком случае? Что выхотите ПЕРЕДАТЬ? Чего ДОБИТЬСЯ?
- Выберите материалы. Не секрет, что материал диктует. Одно дело - клеить коллаж, другое дело - писать акрилом, правда? Не раскладывайте вокруг себя все-все-все - от угля до масла. Вы потеряетесь. Ограничьте круг необходимого, а остальное уберите подальше.
- Найдите вспомогательные изображения, если это требуется. Например, когда мне надо было рисовать птиц для детской энциклопедии, я распечатала себе десятки изображений нужных видов в разных ракурсах: от рисунков до фотографий. Это помогает структурировать мысли, и частенько наталкивает на хорошие идеи.
- попробуйте на скорую руку набросать черновик того, что собираетесь рисовать. Поиграйте с композицией. Для этого удобно вырезать силуэты объектов и располагать их так-сяк на нужном формате. Удачные композиционные решения можно перерисовать, зафотографировать, закрепить клеем и т.д.
- Если вы пока не видите композицию в цвете, точно также поиграйте с разными сочетаниями. Это можно делать на палитре, на бумаге, в цветовой схеме, которую я описывала тут. Выберите основной цвет, дополняющие цвета, контрасты. Если колорит не выходит, воспользуйтесь чужим колоритом (принцип копирования колоритов описан там же).
- Когда композиционный набросок готов и колорит определен, полезно сделать еще один черновик - на новом листе повторите композицию и уложите в нее выбранные цвета. Если результат вас устраивает, можно приступать к работе.
Помните, что у вас - разворот, и это определяющее слово! По сути, артбук - это книжный формат, что означает наличие двух полос, которые должны составить единое целое - и композиционно, и колористически. Для разворотов также необходимы композиционные наброски.
- Если вы хотите сделать сразу несколько разворотов, есть смысл сочинить раскадровку. Она устаканит ваши творческие порывы и послужит путеводной нитью в дальнейшей работе.
Юрий Норштейн
- Если ваш разворот никак не желает выстраиваться, закрасьте его одним-двумя-тремя цветами и уже к этому колориту примеряйте изобразительные элементы и шрифты.
© Sam Toft
- Если вам сложно справиться со структурой разворота, используйте минимум деталей и самые простые композиционные принципы - к примеру, пускай все элементы выстраиваются в геометрических порядках. В шахматном порядке, в одну линию, по диагонали - не важно. Главное здесь - упорядочение мыслей в вашей голове.
Susy Waters
- Если и это сложно, используйте один элемент на цветовом фоне. Уравновесить его можно шрифтами, рукописными надписями, штрихами, линиями и т.п.
Susy Waters
- Сильно облегчить себе задачу можно, если отбросить рисование "на вылет". На вылет - означает без рамок и полей. Ограничьте свой разворот двумя рамками любого размера, вписанными в полосы. Остальное пространство сразу закрасьте одним или несколькими цветами.
Я веду это к тому, что белое пространство часто пугает (и особенно неопытных художников), и, избавившись от него, вы освободите и себя от страхов.
- Если ничего сюжетного в голову не приходит, вспомните о красоте абстрактных и - на первый взгляд - хаотичных штрихов и пятен. Например, как это совершенно виртуозно делает Susy Waters.
Susy Waters
Отложите. Смените род деятельности. Выпейте чаю, прочтите главу любимой книги, поиграйте с ребенком, прогуляйтесь в парке, вымойте посуду. Главное - оторвитесь от собственной неудачи и ПОДУМАЙТЕ. Не над тем, ПОЧЕМУ НЕ ВЫХОДИТ, а над тем, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВЫШЛО.
Не укоряйте себя. Даже великие мастера испытывали неудачи.
Не спешите разочаровываться в собственных силах! ВЫ МОЖЕТЕ, а тот факт, что ИМЕННО СЕГОДНЯ вы не смогли, еще ни о чем не говорит. Сможете завтра, послезавтра, через неделю. Сможете. А если от страха последущих неудач вы перестанете рисовать... страшно подумать, на какие муки вы себя обречете! Не поддавайтесь этому страху.
Ни в коем случае не надо сидеть в ворохе... неудач. Все эти ни к чему не приведшие листочки, черновики, вырезки, фотографии, распечатки.... Сейчас я дам лучший совет - СОБЕРИТЕ И ВЫБРОСЬТЕ. Дело в том, что начинать после неудачи нужно с НОВОГО материала. Старый психологически потянет за собой уже пережитое перегорание. Вокруг нас миллионы интересного/красивого/вдохновляющего! Не корпите над тем, что прошло в пустую.
Если среди того, что я предлагаю выбросить, есть что-то невозобновимое и крайне для вас ценное - так уж и быть:) Оставьте, но имейте в виду - тогда придется сменить тему. Иначе подсознание угодливо напомнит: вот с этими цветочками ничего вчера не вышло, и сегодня не выйдет!
А бывает еще и так, что ценное для вас - ценно поверхностно, но если разобраться, оно потому и не вписалось, что лишено эстетического обаяния ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Даже если вам сейчас кажется иначе.
И напоследок о насущном. В суматохе жизненных дел сложно выделить на творчество достаточно времени, и чаще всего у нас есть два-три часа на все удовольствия, да и то - когда близкие-домашние утихомирились в постелях. Как быть со временем? Как все успеть и не напортачить? Как не истратить драгоценные часы зря - перегорев и не добившись результата? Довольно сложные вопросы и один ответ: никогда не ограничивайте свою работу! Если вы знаете, что у вас два часа и ни минутой больше, не старайтесь за это время поностью закончить. Рисование - такая вещь, где лучше не спешить. Лучше в раздумьях посидеть на обочине и составить маршрут, нежели мчаться без оглядки и без гарантий. Оставьте работу до следующего раза. Таким образом вы сможете немного остыть и более критично оценить сделанное. Возможно, что-то придется изменить. Возможно, придется все переделывать заново. Не пугайтесь переделок и изменений - это так нормально, что и говорить не о чем. А ваша личная стена в Лувре вас обязательно дождется, обещаю! Главное - верить в себя и правильно разводить костер.
Источник: http://anni-manninen.livejournal.com/632769.html#cutid1
Комментариев нет:
Отправить комментарий