четверг, 10 марта 2011 г.

Основные закономерности построения изображения, композиция.

В различной учебной литературе по фотографии и живописи встречается фраза «законы построения изображения», она перекочевала в наше время из литературы советского времени, но эта фраза слишком категорична. Имеет смысл говорить лишь о приёмах построения изображения, или приёмах компоновки, ну, на худой конец о закономерностях восприятия изображения, но не о законах, так как при более глубоком анализе, проведённом уже в наше время, выяснилось, что они не всегда работают. Все эти приёмы базируются на психологии восприятия человеком изображения на плоскости, а психология эта не у всех одинакова. Проблема заключается в том, что хорошее изображение невозможно объяснить одним лишь правильным построением. Эти приёмы частенько начинают спорить друг с другом. Кроме того, в хорошем изображении всегда присутствует нечто, что нельзя описать геометрией, пятнами, цветом, и так далее. Это нечто есть суть, и она может перечеркнуть воздействие любых приёмов. Конечно, заматерелые материалисты это не приемлют, но это уже их трудности и тема для философской статьи, а цель этого параграфа самоучителя – дать вам представление о том, на что надо опираться, чтобы правильно построить изображение с точки зрения композиции.
  Итак, что же такое композиция? Композиция (от лат. Compositio – составление, связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Это определение из «Советского энциклопедического словаря». Ну, а теперь, что называется, своими словами. Композиция это взаимосвязь отдельных элементов изображения, обусловленная его компоновкой, создающая целостность этого изображения с точки зрения его сути.
  Приёмы построения помогают создать необходимую композицию. Вы, наверное, уже слышали такие эпитеты по отношению к композиции как: центральная, диагональная, неуравновешенная, статичная, динамичная, замкнутая, разомкнутая и так далее. Так вот это всё обусловлено приёмами построения. Теперь немножечко о приёмах построения изображения. В изображении всегда можно выделить сюжетный центр (его ещё называют центром композиции, или главным объектом композиции). Если этот центр располагается в центре изображения, или растянут вдоль центральных (срединных) осей изображения, то такая композиция будет центральной, а значит статичной (при условии, что другие закономерности восприятия не мешают этому построению).
Осенний вечер
Эта композиция не идеально статичная, но близка к ней.


  Сюжетный центр может вообще занимать всю площадь кадра, при этом композиция останется центральной.
Березняк в декабре
Композиция этого кадра хоть и центральная, и сюжетный центр занимает весь кадр, но статичность ослаблена ветками в верхнем левом углу.

  Существует огромное количество оговорок, при которых центральность перестанет быть статичной, ну, например, на одной из центральных осей располагается вытянутый от края до края объект, цвет которого меняется от тёмно-зелёного до светло-жёлтого. Вот вам и динамика в статичном построении. Ещё, не надо путать статичность композиции с её уравновешенностью. Уравновешенная композиция может иметь внутреннее движение, то есть не будет статичной.
Лестница
Вполне уравновешенная композиция с мощным двойным движением в кадре. Взгляд ввинчивается в пространство и возвращается по диагонали обратно, при этом все части изображения уравновешены между собой.

  Что касается динамики, то она почти всегда присутствует, если вдали от центра изображения есть какой-то объект или пятно ни чем не уравновешенные, или не достаточно уравновешенные с противоположной стороны. Кроме того, расположение значимых объектов вдоль наклонных линий тоже создаёт динамику.
На берегу
Взгляд съезжает по коньку крыши, а затем по доскам - ниже.

  Диагонали считаются наиболее динамичными линиями, причём из левого нижнего в правый верхний – восходящая, а из левого верхнего в правый нижний – нисходящая.
Биг-бэн
Башня, как ракета устремлена вверх.
Офисное здание вечером
Ощущение, что свет стекает по зданию, как по направляющим.

 Движение по прямой линии или ломанной (например, треугольник) и по дуге воспринимаются по-разному. В первом случае оно будет коротким и резким, а во втором – растянутым и живым. Это относится не только к движению объектов, а и к движению взгляда по кадру вдоль соответствующих линий. Вот вам ещё одно средство для создания нужных ощущений.
На производстве
Лучеобразные прямые линии стремительно уходят в глубь кадра (эффект широкоугольника).
Дорога в лесу
Почти S-образный поворот дороги делает движение взгляда плавным и лишь яркое пятно цветущего мха и отражение в луже нарушают спокойствие.

  Чем линия ближе к вертикали, тем движение взгляда короче и стремительнее.
Гречневое поле
Длинная наклонная линия края поля протаскивает взгляд по всему кадру.

Гречневое поле утром
Здесь взгляд направляют довольно короткие линии из левого нижнего угла и он тут же оказывается в глубине кадра.

  Что касается цельности изображения, то принято считать, что должен быть один композиционный центр, иначе они начинают спорить и возникает желание разрезать кадр на два равнозначных. Разумеется, это имеет смысл в чистом виде, как и все остальные закономерности восприятия. Под эту закономерность попадает и симметрия вдоль одной оси, например, линия горизонта по середине кадра. В 99 случаях из ста надо стремиться к цельности изображения – это важно. Целостность сильно страдает, когда в изображении присутствует, так называемый «фотографический мусор», то есть детали изображения, которые противоречат замыслу и восприятию. В пейзаже это всякие ветки, травинки, торчащие не на месте или не так. В портрете это может быть излишняя детализация заднего плана или лица. Это, кстати, самая распространённая ошибка начинающих или не желающих совершенствоваться фотолюбителей.
  Есть ещё такой приём компоновки изображения, который называется «принцип золотого сечения». Если каждую сторону изображения разделить на три равных части и через эти восемь точек деления провести линии, параллельные сторонам, то эти линии пересекутся в четырёх точках, а прямоугольник кадра будет поделён на девять равных частей. Рекомендуется размещать наиболее значимые объекты в районе этих четырёх точек, а противоположные прямоугольники уравновешивать между собой, тогда композиция будет уравновешена. На начальном этапе обучения, я бы рекомендовал порисовать эти линии на своих работах, особенно пейзажных, для лучшего осознания влияния компоновки на восприятие фотографии. В дальнейшем просто вырабатывайте в себе чувство равновесия в кадре, ведь на это равновесие влияет очень много факторов, большинством из которых можно управлять на разных стадиях создания изображения. Только прислушавшись к своему восприятию можно понять, какие факторы доминируют в данный момент, математически это не вычисляется.
Лес в октябре (1)
Элементы изображения и световые пятна расположены таким образом, что взгляд в конечном счёте, уходит в глубь леса в правой верхней трети изображения.

Лес в октябре (2)
А здесь взгляд "вываливается" из кадра вправо. В результате, от того же пейзажа - другие ощущения.

  При съёмке вам поможет расфокусированный взгляд на кадр. При окончательной компоновке (а это кадрировка, тональная, цветовая, общая и местная коррекция) этот метод вам тоже поможет. С его помощью вы выстраиваете композицию, а не просто компонуете цельное изображение.
  Что касается понятия «равновесие в кадре», то тут всё просто. Представьте себе чистый светло-серый кадр вытянутый вертикально, а теперь поместите вверху по вертикальной оси чёрный шар. При взгляде на такую картинку будет казаться, что шар падает – равновесие отсутствует. А теперь поместите этот шар на той же оси, но внизу. Шар спокойненько лежит и ни куда не хочет двигаться – вот вам и устойчивая композиция, равновесие. Я намеренно не рисую вам материальную картинку, дабы вы учились воспринимать воображением, в данном случае это просто.
  Теперь, что такое замкнутая композиция и разомкнутая. Большинство кадров не статичны, то есть в них присутствует движение. Если это движение (имеется в виду движение взгляда) уходит вглубь кадра, то это замкнутая композиция, а если вылетает за границы кадра – то разомкнутая. На примере пейзажа. Если снят простор, а небо к верху высветляется, то взгляд как бы вылетает за пределы кадра, и этот простор кажется очень широким. Ещё в советские времена считалось, что небо не должно «вылетать», и его старательно притемняли до неправдоподобности, особенно, если оно было чистым и светлым (кстати, выросло это из технологических особенностей классического чёрно-белого процесса). Отсюда выросло и неуёмное стремление современных цифровиков к уплотнению неба на своих кадрах. Это есть не что иное, как приём драматизации изображения. Когда это делается в меру, то это эффектно, а когда не в меру (а в большинстве случаев именно так и бывает), то пейзаж убивается и на его месте возникает фантазия автора, иногда даже очень привлекательная, но далёкая от жизни. Благо фотошоп даёт достаточно возможностей для разгула фантазии. Главный парадокс фантазийных картинок заключается в том, что все они, вопреки их большой эффектности и привлекательности для зрителя, существенно мельче, по глубине проникновения в Суть, чем мастерское воссоздание ощущений от истинного творения Господа, что гораздо сложнее, но менее эффектно, чем банальная драматизация. Немножко отвлёкся, что поделаешь – западная система давит, как ей не ответить.
  Результат очень сильно зависит от компоновки, а перемещение в пространстве камеры заметно влияет на эту компоновку. Кроме того, даже стоя на одной и той же точке, просто чуть-чуть вращая камерой или используя разные фокусные расстояния объективов (проще всего – зум) получишь очень разные кадры.
Жёлтый восход
Жёлтый рассвет
Просто поворот камеры на штативной головке позволил создать разные композиции и абсолютно разные, но равнозначные пейзажи.
 Сами понимаете – вариаций бесконечное множество, а вам надо выбрать одну, которая максимально выразит ваши чувства от сюжета. Поможет вам здесь только внутреннее чутьё – а это уже признак таланта. А, для того, чтобы оно работало в вас как часы, нужно пропустить через себя и свои работы выше описанные принципы компоновки изображения, и ещё некоторые общие рекомендации на ту же тему, но я их дам в другом параграфе самоучителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...