Переводчик: Александр Львов
Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда... когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога.
I. Основные советы.
Рис 1.
1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:
• Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок.
• Выделятся некоторым контрастом света.
• Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно).
• Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица.
• Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса. Смотрите рис 1. и 2.
• Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3.
• Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения.
• Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.
Рис 2. Бревна расположены на картине как указатели, в область выбранную художником.
Рис 3. Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.
2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.
Рис 4. На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.
3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.
Рис 5. Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.
Рис 5а. Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель последует взглядом за линией берега.
Рис 5. Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.
Рис 5а. Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель последует взглядом за линией берега.
4. Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.
Рис 6. Этот поток не очень удачной формы движения.
Рис 7. Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...
Рис 8. Неверно. Путь – прямая. Слишком быстро и резко.
Рис 9. Так намного лучше.
Рис 6. Этот поток не очень удачной формы движения.
Рис 7. Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...
Рис 8. Неверно. Путь – прямая. Слишком быстро и резко.
Рис 9. Так намного лучше.
5. Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено... В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник :-)
Рис 10. По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.
Рис 10. По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.
6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.
Рис 11. Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.
Рис 12. Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.
Рис 11. Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.
Рис 12. Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.
7. Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.
Рис 13. Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.
Рис 13. Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.
8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости. Однако картины выглядят как настоящие. Иногда я слышал, как люди, видевшие мои работы, спрашивали : "Это что фотография?" Но в моей работе не было ничего настоящего, только представление действительности. Вот несколько советов для создания иллюзии глубины:
• Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга.
• Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.
• Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.
• Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.
• Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе - светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.
Рис 14. Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.
Рис 15. Туман – отличное средство для создания глубины.
• Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга.
• Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.
• Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.
• Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.
• Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе - светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.
Рис 14. Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.
Рис 15. Туман – отличное средство для создания глубины.
9. Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.
Рис 16. Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.
Рис 17. Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.
Рис 18. Темная одежда на человеке выводит его из поля зрения, а дверь на теневой стороне дома хоть и темная, но окружена средними величинами цвета и света, и увлекает взгляд зрителя в неправильную область. Обдумывайте направление света изначально.
Рис 16. Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.
Рис 17. Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.
Рис 18. Темная одежда на человеке выводит его из поля зрения, а дверь на теневой стороне дома хоть и темная, но окружена средними величинами цвета и света, и увлекает взгляд зрителя в неправильную область. Обдумывайте направление света изначально.
10. Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если вы включите в композицию некоторую "зону отдыха", желательно перед центром интереса.
Рис 19. Вы можете видеть до деревьев некоторое пространство просто чистого снега – хорошая передышка для взгляда и выделение центра интереса.
Рис 19. Вы можете видеть до деревьев некоторое пространство просто чистого снега – хорошая передышка для взгляда и выделение центра интереса.
11. Если возможно, включите в картину и горизонтальные, и вертикальные и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде, но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и дают глубину.
Рис 20. Там, где озеро достигает земли у нас есть горизонтальная линия, сосна дает вертикаль, а трава по берегу – диагональ. Линия дерева разбивает пересечение горизонтали и диагонали, иначе бы получился ровный синий треугольник.
Рис 20. Там, где озеро достигает земли у нас есть горизонтальная линия, сосна дает вертикаль, а трава по берегу – диагональ. Линия дерева разбивает пересечение горизонтали и диагонали, иначе бы получился ровный синий треугольник.
12. Когда вы изображаете движущиеся объекты, часто необходимо передать динамику через окружающие объекты.
Рис 21. Художник изобразил движение лошадей. Чувство движения было передано через пыль. Также ни одна из лошадей не висит в воздухе – такое может быть на фотографии, но не должно изображаться на картине. То же самое с фотографией водопада: вода может застыть на снимке и иметь четкие контуры, однако на картине её так рисовать нельзя. Смазанное изображение воды даст чувство движения и динамики.
Рис 21. Художник изобразил движение лошадей. Чувство движения было передано через пыль. Также ни одна из лошадей не висит в воздухе – такое может быть на фотографии, но не должно изображаться на картине. То же самое с фотографией водопада: вода может застыть на снимке и иметь четкие контуры, однако на картине её так рисовать нельзя. Смазанное изображение воды даст чувство движения и динамики.
13. Наиболее привычное для взгляда движение слева направо. Не забывайте об этом, когда будете искать путь для движения взгляда вдоль реки или дороги.
14. Также как и при чтении книги ещё одно привычное направление - сверху вниз.
15. Не начинайте движение с угла!
Рис 22. Пример плохого направления. Река начинается из левого нижнего угла.
Рис 23. Расширив устье реки, мы решили проблему.
II. Распространенные ошибки.
15. Не начинайте движение с угла!
Рис 22. Пример плохого направления. Река начинается из левого нижнего угла.
Рис 23. Расширив устье реки, мы решили проблему.
16. Избегайте повторений линий, форм и размеров. Это создает противоречия и рассеивает внимание.
Рис 24. Две одинаковые березы. Одну из них стоило бы изогнуть по – другому и сделать их разной толщины.
Рис 25. Две лошади одинакового размера, в одинаковых позах.
Рис 24. Две одинаковые березы. Одну из них стоило бы изогнуть по – другому и сделать их разной толщины.
Рис 25. Две лошади одинакового размера, в одинаковых позах.
17. Избегайте группировать людей или животных в одинаковых количествах. Если хотите изобразить пару, то внесите разницу в размеры и движения.
Рис 26. Неверное изображение. Олени одинаковы в движениях и размерах. Так они конкурируют за внимание.
Рис 27. Так лучше. Олень справа другого размера и в другой позе.
Рис 28. Третий олень также добавил разнообразия.
Рис 26. Неверное изображение. Олени одинаковы в движениях и размерах. Так они конкурируют за внимание.
Рис 27. Так лучше. Олень справа другого размера и в другой позе.
Рис 28. Третий олень также добавил разнообразия.
18. Не сгибайте линии на ваших картинах наружу, лучше направляйте их внутрь. Также не рисуйте горизонтальных и вертикальных линий параллельных рамке картины.
Рис 29. Неправильно. Телефонный столб наклонен неверно.
Рис 30. Также неудачный вариант – столб направлен параллельно рамке картины.
Рис 31. Так намного лучше. Направление движения теперь внутрь картины и удерживает взгляд.
Рис 29. Неправильно. Телефонный столб наклонен неверно.
Рис 30. Также неудачный вариант – столб направлен параллельно рамке картины.
Рис 31. Так намного лучше. Направление движения теперь внутрь картины и удерживает взгляд.
19. Избегайте длинных прямых линий. Маскируйте их или слегка искривляйте.
Рис 32. Прямые линии скрыты или сглажены цветами. Каменная стена слегка искривлена.
Рис 33. Крыши домов, выложенные черепицей, обычно изогнуты. Они слегка искривляются с течением времени.
Рис 32. Прямые линии скрыты или сглажены цветами. Каменная стена слегка искривлена.
Рис 33. Крыши домов, выложенные черепицей, обычно изогнуты. Они слегка искривляются с течением времени.
20. Не используйте чистых геометрических форм таких, как квадраты (окна, двери), треугольники (деревья), овалы или круги. Даже, если они являются такими по происхождению. Например, когда рисуете окно, разделите форму веткой дерева или цветочным горшком.
Рис 34. Тень на переднем плане – треугольной формы.
Рис 35. Так лучше. Теперь форма тени разделена и выглядит естественно.
Рис 34. Тень на переднем плане – треугольной формы.
Рис 35. Так лучше. Теперь форма тени разделена и выглядит естественно.
21. Никогда не делите картину на равные части. Линия горизонта не должна проходить через середину. Это делает картину искусственной.
Рис 36. Линия горизонта проходит посередине.
Рис 37. Лучше. Теперь часть неба срезана и части находятся в пропорции 1/3.
Рис 36. Линия горизонта проходит посередине.
Рис 37. Лучше. Теперь часть неба срезана и части находятся в пропорции 1/3.
22. Избегайте соприкосновения граней.
Рис 38. Неверно. Шляпа ковбоя соприкасается с вершиной холма.
Рис 39. Теперь всё на своих местах.
Рис 40. Неправильно. Верхушка сосны касается верха холста. Мы здесь не можем больше добавлять. Значит придется обрубать часть дерева!
Рис 38. Неверно. Шляпа ковбоя соприкасается с вершиной холма.
Рис 39. Теперь всё на своих местах.
Рис 40. Неправильно. Верхушка сосны касается верха холста. Мы здесь не можем больше добавлять. Значит придется обрубать часть дерева!
23. Пересечение форм нежелательно. "X" – подсознательный знак запрета.
Рис 41.
25. Нет необходимости изображать каждый кирпич, камушек, доску и т.д., если только вы не рисуете сверхреалистичную картину. Лучше использовать некоторые приемы импрессионизма, ведь самое важное – выразить идею, передать значение.
Рис 41.
24. Не закрывайте зрителю вход. Приглашайте его.
Рис 42. Неверно. Художник закрыл дверь, и невербально, для нас, это означает закрытую территорию, запрет.
Рис 43. А вот эта композиция выглядит доброжелательно. Чувствуете приглашение войти?
Совет: когда вы изображаете неосвещенную область, не используйте черный цвет. Цвет абсолютной темноты - пурпурный.
Рис 42. Неверно. Художник закрыл дверь, и невербально, для нас, это означает закрытую территорию, запрет.
Рис 43. А вот эта композиция выглядит доброжелательно. Чувствуете приглашение войти?
Совет: когда вы изображаете неосвещенную область, не используйте черный цвет. Цвет абсолютной темноты - пурпурный.
III. Советы по улучшению изображения.
25. Нет необходимости изображать каждый кирпич, камушек, доску и т.д., если только вы не рисуете сверхреалистичную картину. Лучше использовать некоторые приемы импрессионизма, ведь самое важное – выразить идею, передать значение.
Рис 44. Крыша не детализирована, но текстура легко угадывается.
26. Затемняйте и сглаживайте углы картины.
Рис 45. Оба нижних угла – затемнены, таким образом сглаживается рамка картины.
Рис 45. Оба нижних угла – затемнены, таким образом сглаживается рамка картины.
27. Не изображайте тень сплошной, лучше добавьте немного световых пятен. Картина станет намного приятней.
Рис 46.
Рис 46.
28. Животных лучше всего никогда не ставить на картине боком, т.к. исчезает ощущение трехмерного пространства – получается плоская картинка. Здесь предпочтительнее пропорция ¾.
Рис 47. Неправильно.
Рис 48a. и 48b. Значительно лучше.
Рис 47. Неправильно.
Рис 48a. и 48b. Значительно лучше.
29. Строения и другие предметы созданные человеком выглядят интересней, если вы добавите в их текстуру трещины, неравномерности и т.д. Пусть они расскажут свою историю.
Совет: изображайте текстуру только на ближних объектах – на большом расстоянии текстура смазывается и исчезает.
Рис 49. Художник наносил краски сухой кистью, чтобы здание выглядело старым.
Совет: изображайте текстуру только на ближних объектах – на большом расстоянии текстура смазывается и исчезает.
Рис 49. Художник наносил краски сухой кистью, чтобы здание выглядело старым.
30. Добавьте в ваши картины драматичности. Закатное небо с яркими оранжевыми цветами смотрится намного интереснее, чем обычное полуденное. Можете добавить дождь, мокрые улицы, ветер и т.д. Всё это сделает картину интереснее.
Рис 50. Такая простая композиция выглядит загадочно из – за дождя и солнца, выглядывающего из облаков.
Рис 50. Такая простая композиция выглядит загадочно из – за дождя и солнца, выглядывающего из облаков.
31. Если вы не преследуете создание сверхреалистичной картины, то изображайте предметы немного смазано, будто смотрите на мир из – под полуопущенных век.
Рис 51. Конечно в жизни всё выглядит более детально, но художник изобразил только наиболее существенные элементы, а остальное упростил.
Рис 51. Конечно в жизни всё выглядит более детально, но художник изобразил только наиболее существенные элементы, а остальное упростил.
32. Мягкие грани и края на фоне улучшат ощущение расстояния. Оставьте четкость на переднем плане, в пределах центра интереса.
Рис 52. Деревья на заднем плане были нарисованы размыто, а дерево переднего плана – четко. Это усилило ощущение глубины и сфокусировало взгляд.
Рис 52. Деревья на заднем плане были нарисованы размыто, а дерево переднего плана – четко. Это усилило ощущение глубины и сфокусировало взгляд.
33. Не делайте резких границ между двумя областями на картине.
Рис 53. Освещенная часть травы внезапно прекращается, когда достигает куста.
Рис 54. Лучше.
Цветная палитра похожа на ноты для музыканта. Цвета должны быть гармоничны.
37. Позвольте цветам смешиваться, внося разнообразие. Избегайте использования более трех цветов в одной области.
Рис 57. Понаблюдайте за изменениями цвета в тени каменной стены. Художник изменял насыщенность цветов и смешивал их между собой.
Рис 58. Голубой цвет в этой картине есть только на двери. Это автоматически привлекает внимание.
Рис 53. Освещенная часть травы внезапно прекращается, когда достигает куста.
Рис 54. Лучше.
34. Вносите разнообразие в формы. Если у вас на картине есть круглые деревья, не делайте круглыми и облака.
35. Баланс также очень важен. Не должно быть значительного смещения массы на одной из сторон – слева, справа, вверху или внизу. Представьте, что у рисунка есть вес и он может накрениться.
Рис 55. Неправильно. Есть явное смещение тяжести с правой стороны картины, в левой же части – пусто.
Рис 56. Так лучше. Теперь дерево слева добавляет равновесия.
Рис 55. Неправильно. Есть явное смещение тяжести с правой стороны картины, в левой же части – пусто.
Рис 56. Так лучше. Теперь дерево слева добавляет равновесия.
36. Мазки кисти должны быть направлены к центру интереса.
IV. Некоторые советы по цветовой гамме.
Цветная палитра похожа на ноты для музыканта. Цвета должны быть гармоничны.
37. Позвольте цветам смешиваться, внося разнообразие. Избегайте использования более трех цветов в одной области.
Рис 57. Понаблюдайте за изменениями цвета в тени каменной стены. Художник изменял насыщенность цветов и смешивал их между собой.
Рис 58. Голубой цвет в этой картине есть только на двери. Это автоматически привлекает внимание.
Совет: я не буду слишком углубляться в гармонию цвета, это тема для отдельной книги. Если вы возьметесь за изучение этого предмета серьезно, то стоит изучить различные книги и источники.
Я лично предпочитаю разнообразные цвета и оттенки, избегая черного. Чем больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Это происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Изменяйте оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Также с помощью цвета легко выделить центр интереса.
Большинство людей предпочитают теплые цвета. И помните, что в вашей картине должен преобладать один цвет и температура. Рисуйте центр интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Не повторяйте на фоне цветов, которые были использованы для переднего плана, однако для баланса цвета используйте оттенки одного цвета в разных частях картины.(смотри рис. 57 )
Можно использовать разницу между температурой цвета для создания контраста и глубины. Посмотрите на рис. 61. Холодные цвета кажутся дальше, теплые – ближе.
Рис 59. На этой картине цвета негармоничны. Горы отрезаны от картины, как отдельная часть потому, что сине - фиолетовый оттенок появляется только на заднем плане.
Рис 60. Здесь художник поступил мудро, добавив синий оттенок в лужи, а зеленый к подножию гор. Обратите внимание на большое кол - во различных оттенков зеленого цвета.
Я лично предпочитаю разнообразные цвета и оттенки, избегая черного. Чем больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Это происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Изменяйте оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Также с помощью цвета легко выделить центр интереса.
Большинство людей предпочитают теплые цвета. И помните, что в вашей картине должен преобладать один цвет и температура. Рисуйте центр интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Не повторяйте на фоне цветов, которые были использованы для переднего плана, однако для баланса цвета используйте оттенки одного цвета в разных частях картины.(смотри рис. 57 )
Можно использовать разницу между температурой цвета для создания контраста и глубины. Посмотрите на рис. 61. Холодные цвета кажутся дальше, теплые – ближе.
Рис 59. На этой картине цвета негармоничны. Горы отрезаны от картины, как отдельная часть потому, что сине - фиолетовый оттенок появляется только на заднем плане.
Рис 60. Здесь художник поступил мудро, добавив синий оттенок в лужи, а зеленый к подножию гор. Обратите внимание на большое кол - во различных оттенков зеленого цвета.
Если ваша живопись преимущественно зеленых оттенков, то небо лучше делать не чистого синего цвета, а голубовато – зеленым. Также можно добавлять оттенки голубого в листву потому, что поверхность многих листьев (особенно мокрых) слегка отражает цвет неба.
Не стоит использовать чистые цвета – это выглядит неестественно. Особенно если используете белую краску, то добавьте в неё чуть – чуть желтого или оранжевого. Поэтому многие производители акварельной бумаги подкрашивают её слегка оранжевым цветом, чтобы чистые области холста не резали глаз.
Рис 61. Посмотрите – зеленый цвет добавлен к стене дома, это позволяет избежать отрыва от остального изображения и выглядит, как свет, отраженный от листвы.
Рис 62. Пурпурный и желто – коричневый цвета на этой картине создают разрыв и глубину. Ближняя скала теплее цветами, чем дальняя.
Не стоит использовать чистые цвета – это выглядит неестественно. Особенно если используете белую краску, то добавьте в неё чуть – чуть желтого или оранжевого. Поэтому многие производители акварельной бумаги подкрашивают её слегка оранжевым цветом, чтобы чистые области холста не резали глаз.
Рис 61. Посмотрите – зеленый цвет добавлен к стене дома, это позволяет избежать отрыва от остального изображения и выглядит, как свет, отраженный от листвы.
Рис 62. Пурпурный и желто – коричневый цвета на этой картине создают разрыв и глубину. Ближняя скала теплее цветами, чем дальняя.
38. Нужно использовать разницу между темными и светлыми насыщенными областями для создания нужного освещения.
Рис 63. Пример мастерского использования цвета и насыщенности. Контраст с темными областями создает иллюзию света.
Рис 63. Пример мастерского использования цвета и насыщенности. Контраст с темными областями создает иллюзию света.
39. Когда вы рисуете картину, используйте всего несколько величин освещенности. В жизни из – за особенностей отражения и преломления света получаются миллионы градаций, которые очень сложно воспроизвести.
Возможно вам придется сделать тень темнее, чем на самом деле. Используйте контраст между светлыми и темными областями для лучшего восприятия.
Рис 64. Использования от 6 до 10 величин градации света вполне достаточно для большинства картин.
Возможно вам придется сделать тень темнее, чем на самом деле. Используйте контраст между светлыми и темными областями для лучшего восприятия.
Рис 64. Использования от 6 до 10 величин градации света вполне достаточно для большинства картин.
40. И не забывайте, что природа – наш учитель. Тем не менее, иногда не стоит изображать всё именно так, как оно есть на самом деле. Некоторые деревья могут быть круглой или треугольной формы, и если вы их так изобразите, то это будет выглядеть непрофессионально. Также в жизни бывают монотонные цвета или, например, два дерева одинаковой выстоы.
Картины в природе огромны, и мы должны привлекательно выразить какую – то небольшую часть в маленьком плоском эквиваленте. В этом плане художник несколько ограничен.
И, в заключение, хочу сказать ещё одну важную вещь. Мне кажется талант – это не самое важное для художника. По крайней мере, не так важно, как усердие, упорство и трудолюбие. Истину приходится изнурительно искать.
Талант только подсказывает нам что правильно, а что – нет. А вот опыт исправляет ошибки.
Картины в природе огромны, и мы должны привлекательно выразить какую – то небольшую часть в маленьком плоском эквиваленте. В этом плане художник несколько ограничен.
И, в заключение, хочу сказать ещё одну важную вещь. Мне кажется талант – это не самое важное для художника. По крайней мере, не так важно, как усердие, упорство и трудолюбие. Истину приходится изнурительно искать.
Талант только подсказывает нам что правильно, а что – нет. А вот опыт исправляет ошибки.
Чудесный пост! Спасибо!
ОтветитьУдалить